ПОЛЬША
 
Ответ официального представителя МИД России А.В.Яковенко
на вопрос российских СМИ в связи с сообщениями о якобы
имеющихся планах передислокации американских
военных баз из Германии в Польшу

354-13-02-2003

Вопрос: В последнее время в западной прессе появляются сообщения о якобы имеющихся планах передислокации американских военных баз из Германии на территорию Польши. Ваш комментарий?

Ответ: Нам известны появившиеся в некоторых польских изданиях сообщения на этот счет, равно как и последовавшие за этим опровержения. Действительно, достоверность этих слухов вызывает у нас глубокие сомнения. Дело в том, что согласно Основополагающему Акту Россия-НАТО, который одновременно является основой римской Декларации о новом качестве отношений Россия-НАТО в формате «двадцати», страны НАТО взяли на себя обязательство воздерживаться от дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил на территории новых стран-членов альянса. До сих пор это обязательство, имеющее фундаментальное значение для наших отношений с НАТО, выполнялось. Более того, оно было вновь подтверждено в заявлении Совета Россия-НАТО на уровне министров в Праге 22 ноября 2002 г., в том числе в контексте предстоящего расширения альянса.

Обязательства о сдержанности в военной сфере являются также неотъемлемой частью адаптированного ДОВСЕ. Хотел бы напомнить, что в пакет политических обязательств, принятых на Стамбульской конференции государств-участников ДОВСЕ на высшем уровне 19 ноября 1999 г., вошло заявление Совета НАТО от 8 декабря 1998 года, к которому присоединились Польша, Венгрия и Чехия. В нем прямо говорится, что «выполнение миссий по коллективной обороне и других миссий будет осуществляться путем обеспечения необходимой совместимости, интеграции и создания потенциала усиления, а не дополнительного размещения на постоянной основе существенных наземных или воздушных боевых сил».

Страны НАТО объявили, что они будут проявлять «беспрецедентную транспарентность в отношении их военной активности». Что касается возможного размещения боевых сил, то согласно этому заявлению исключение может быть сделано только для штабных элементов и мер, направленных на обеспечение потребностей усиления, совместимости и интеграции. Страны НАТО заявили, что применительно к новым размещениям они будут проявлять «повышенную транспарентность в отношении их военных планов и программ».

Если суммировать, вариант с передислокацией баз и тяжелых вооружений - а речь идет о боевых танках, бронемашинах, артиллерии, боевых самолетах и ударных вертолетах - исключен как противоречащий целому ряду важнейших договоренностей в сфере военной безопасности и стабильности.

Подчеркну, что комплекс этих обязательств - неотъемлемая часть адаптированного ДОВСЕ, имеющего многосторонний характер и являющегося краеугольным камнем европейской безопасности. Мы, разумеется, внимательно отслеживаем ход выполнения политических обязательств всех участников Соглашения об адаптации ДОВСЕ. Исходим из того, что их строгое соблюдение будет способствовать ускорению процесса ратификации и вступлению в силу этого фундаментального для европейской безопасности соглашения.

13 февраля 2003 года



Стенограмма выступления
Министра иностранных дел России И.С.Иванова
на церемонии вручения совместных дипломов
министров иностранных дел Российской Федерации и Республики Польша за заслуги в деле укрепления взаимопонимания и сближения российского и польского обществ.
Москва, 6 февраля 2003 года

310-07-02-2003

Сегодня мне и моему уважаемому коллеге г-ну В.Чимошевичу третий раз выпала честь вручить совместные дипломы министров иностранных дел Российской Федерации и Республики Польша за заслуги в деле укрепления взаимопонимания и сближения российского и польского обществ.

Контакты между деятелями науки, культуры и искусства традиционного играют особую роль в российско-польских отношениях. Даже в сложные периоды нашей общей истории они были прочным звеном, соединяющим россиян и поляков. Важный вклад в развитие взаимодействия представителей интеллигенции наших стран призван внести и предстоящий вскоре первый форум общественности «Российско-польский диалог», о создании которого договорились президенты России и Польши. Этот форум призван стать генератором идей, направленных на углубление взаимопонимания, преодоления негативных стереотипов, предрассудков, к сожалению, еще бытующих в сознании наших народов. Делу укрепления отношений между народами России и Польши, несомненно, будет также способствовать все более активный обмен информационными и художественно-публицистическими материалами по линии средств массовой информации. На очереди реализация масштабного проекта обзорных выставок «Варшава-Москва. Москва-Варшава. 1900-2000 гг.». Готовятся дни российской культуры в Варшаве и некоторые другие крупные культурные мероприятия. Мы уверены, что это только начало большой и важной работы по дальнейшему сближению наших народов, укреплению между ними атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

О том, насколько велик потенциал российско-польского сотрудничества, свидетельствует очень большой круг кандидатов, которые с полным основанием могли претендовать на наши дипломы, которые сегодня будут вручаться. И в России, и в Польше сегодня немало достойных фигур, чья деятельность способствует сближению общественности России и Польши, наполняет конкретным содержанием различные сферы нашего сотрудничества. Поэтому сделать выбор было довольно непросто. И особенно приятно сообщить, что с польской стороны диплом за 2002 год присужден К.Занусси, одному из ведущих кинорежиссеров современности, фильмы которого триумфально прошли по экранам кинотеатров всего мира. Следует особо отметить преподавательскую деятельность этого крупного мастера, вырастившего целую плеяду талантливых молодых кинематографистов, среди которых немало российских.

7 февраля 2003 года



Стенограмма выступления
Министра иностранных дел России И.С.Иванова
на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Польши В.Чимошевичем и заседания Комитета по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества
Москва, 6 февраля 2003 года

309-07-02-2003

И.С.Иванов: Прежде всего хотел бы сказать, что мы удовлетворены тем, как развиваются отношения между Россией и Польшей. Сегодняшнее заседание Комитета по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества подтвердило это. После визита Президента России В.В.Путина в Польшу наметилось кардинальное изменение к лучшему во всех сферах нашего взаимодействия. Прежде всего это относится к политическому климату отношений, который характеризуется растущим взаимным уважением и учетом интересов друг друга. Наметилось позитивное движение в отдельных областях: торгово-экономической, военно-технической, культурной, научно-технической. Хотел бы отметить, что визит Президента России в Польшу породил большие ожидания. Важно сделать так, чтобы за этими ожиданиями не последовали разочарования.

Прошедшее заседание Комитета убеждает в том, что такого разочарования нет. Наоборот, есть все основания говорить, что закладывается очень прочный фундамент для строительства двусторонних отношений в новых условиях. Преимущество Комитета по вопросам стратегии заключается в том, что мы сразу можем комплексно взглянуть на наше сотрудничество. При этом не уходим от рассмотрения самых сложных и болезненных вопросов.

Российская сторона удовлетворена итогами заседания Комитета. Имеем в виду по его итогам подготовить конкретные предложения к визиту Председателя Правительства России М.М.Касьянова в Польшу и к заседанию российско-польской МПК, которое состоится в июне с.г.

Вопрос: В 2002 году из России были депортированы пять католических священников, в том числе три польских. Кто и на каком основании принял это решение? Как Вы можете прокомментировать эту ситуацию?

И.С.Иванов: Прежде всего хотел бы отметить, что принятые решения носили индивидуальный характер. Тут не играла роль ни национальность, ни религиозная принадлежность священников. В любой стране имеется режим пребывания иностранцев. Когда он нарушается, принимаются соответствующие действия. Наша мотивация была разъяснена. Придавать это гласности было нецелесообразно.

Вместе с тем хочу подчеркнуть, что Россия заинтересована в развитии конструктивного диалога с Ватиканом во всех вопросах, представляющих взаимный интерес. У нас нет намерений создавать искусственные препятствия в этих отношениях. Я встречался с Министром иностранных дел Ватикана. Мы ведем с ним переписку по возникшим проблемам. Думаю, что в ближайшее время придем к взаимоприемлемым договоренностям. У католиков в России нет оснований для беспокойства.

Вопрос: Игорь Сергеевич, являются ли убедительными документы по Ираку, представленные Госсекретарем США К.Пауэллом в ходе заседания Совета Безопасности ООН? Изменится ли позиция России в этой связи?

И.С.Иванов: Прежде всего хотел бы сказать, что представленная Госсекретарем США К.Пауэллом на заседании Совета Безопасности ООН информация сейчас внимательно изучается экспертами как в России, так и в соответствующих международных институтах, прежде всего ЮНМОВИК и МАГАТЭ. Вместе с тем, первый анализ этой информации говорит о том, что новых, весомых доказательств производства ОМУ в Ираке нет. Повторяю, чтобы делать окончательные выводы необходимо дождаться результатов работы международных инспекторов, которые на месте должны будут эту информацию проверить.

Что касается информации относительно пребывания представителей «Аль-Каиды» на территории Ирака, то она также сейчас тщательно проверяется.

Вместе с тем хотел бы обратить внимание на ту часть заявления Госсекретаря США К.Пауэлла, где говорится о том, что «Аль-Каида» имеет свои широко разветвленные сети в мире и, в частности, в Европе, имела и имеет постоянные контакты как в Панкиси, так и в Чечне. Мы неоднократно подчеркивали, что именно международные террористы и, прежде всего, из «Аль-Каиды», дестабилизируют ситуацию в Чечне и в Панкисском ущелье. Хотели бы рассчитывать, что с учетом представленной информации Вашингтон внесет в список международных террористических организаций все бандформирования, которые действуют в Чечне и в Панкиси. Также рассчитываем, что эти бандформирования будут включены в списки международных террористических организаций другими государствами с тем, чтобы бандиты не ушли от кары, которую они должны понести в соответствии с законом и международным правом.

Что касается позиции России в отношении иракского урегулирования, то по итогам вчерашних дискуссий мы вынесли мнение, что эта позиция правильна. Она преследует цель урегулирования ситуации на основе имеющихся резолюций Совета Безопасности ООН. Считаем, что для такого политического урегулирования имеются все возможности. Поэтому вносить изменения в нашу позицию сейчас нет никаких оснований.

Вопрос: Достаточно ли доказательств, представленных США, для того чтобы начать военную операцию против Ирака?

И.С.Иванов: В ходе заседания Совета Безопасности ООН подавляющее большинство участников высказалось за продолжение работы международных инспекторов и за то, чтобы мировое сообщество оказывало им все необходимое содействие в выполнении миссии. Применение силы - это крайняя и последняя мера, которая всегда сопряжена с большим риском и тяжелыми последствиями. Прибегать сейчас к этой крайней мере в ситуации с Ираком сейчас нет никаких оснований. Необходимо в соответствии с резолюциями СБ ООН продолжить усилия по политическому урегулированию и в этом контексте оказывать все необходимое содействие международным инспекторам. Такая позиция России пользуется широкой поддержкой не только в СБ ООН, но и в мире в целом.

7 февраля 2003 года



Выступление Министра иностранных дел России И.С.Иванова на втором заседании Комитета по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества

301-06-02-2003

Уважаемые коллеги,

Позвольте нам вместе с Министром иностранных дел Республики Польша В.Чимошевичем в качестве сопредседателей открыть второе заседание нашего Комитета.

Напомню, что этот уникальный для межгосударственных отношений политический орган был создан год назад по прямому поручению президентов России и Польши. Тем самым на нас была возложена особая ответственность за состояние дел в сфере двустороннего сотрудничества. Хотел бы сообщить, что по итогам нашей встречи российская часть комитета по стратегии должна будет подготовить и представить Президенту России доклад по наиболее актуальным проблемам российско-польских отношений.

Нынешнее заседание - это также и подготовка предстоящих в феврале с.г. переговоров Председателя Правительства Российской Федерации М.М.Касьянова и Премьер-министра Польши Л.Миллера.

Представленный сегодня состав участников Комитета и его повестка дня дают хорошую возможность предметно обсудить состояние и перспективы российско-польских отношений в свете выполнения договоренностей, достигнутых в ходе визита В.В.Путина в Польшу в январе прошлого года.

В целом удовлетворены развитием двустороннего сотрудничества, чему в немалой степени способствует активный политический диалог, в котором, как мне представляется, свое место уже занял и "стратегический комитет". Его первое заседание в Варшаве в июне 2002 г. подтвердило, что в таком формате мы способны принимать совместные решения и контролировать их выполнение, не дублируя при этом деятельность других российско-польских структур.

Один из конкретных итогов варшавского заседания - существенные подвижки в сфере военно-технического сотрудничества. В ходе официального визита в Польшу Министра обороны России С.Б.Иванова 26 сентября 2002 г. был подписан рамочный протокол об основных направлениях ВТС и контракт на ремонт и модернизацию самолетов МиГ-29, находящихся на вооружении польских ВВС. Аналогичные договоренности имеются по самолетам СУ-22. Ведется работа по подготовке соглашения по вертолетам Ми-24. В декабре прошлого года в Варшаве подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве в уничтожении химического оружия. В процессе подготовки находится проект межправительственного соглашения о ВТС, подписание которого планируется в ходе визита в Москву Министра национальной обороны Республики Польша в апреле с.г. Дальнейшему наращиванию ВТС препятствует неурегулированность проблемы лицензионных отношений.

Неплохо развивается сотрудничество в правоохранительной сфере. Интенсивный обмен мнениями имеет место по антитеррористической проблематике. В стадии согласования находится проект межправительственного Соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах.

Подписано межправительственное Соглашение о воздушном сообщении.

Заметны результаты на калининградском направлении, в частности, 8 августа 2002 г. вступило в силу межправительственное Соглашение о переводе КПП «Гусев-Голдап» на многосторонний и круглосуточный режим работы с увеличением допустимой массы грузового транспорта, пропускаемого через погранпереход, до 7,5 тонн. Готовится соглашение об автомобильном сообщении между Калининградом и Эльблонгом, включая создание на этой трассе нового погранперехода «Мамоново-2 - Гжехотки».

Активизировалось взаимодействие деловых кругов. Создан российско-польский Бизнес-совет.

Отрадно, что постепенно набирает силу одно из наиболее перспективных направлений двустороннего сотрудничества - российско-польские межрегиональные связи. К настоящему времени из 16 польских воеводств 9 уже подписали соглашения о сотрудничестве с российскими субъектами, готовятся новые договоренности. Неслучайно данная проблематика - центральный пункт повестки дня нашего заседания. С российской стороны приглашены руководители ряда субъектов федерации: Московской, Саратовской, Самарской, Нижегородской, Калининградской, Псковской, Иркутской, Смоленской, Ярославской областей, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, достойно представлены их польские партнеры.

Практика показывает, что межрегиональный уровень взаимодействия позволяет быстрее адаптировать внешнеэкономические связи к рыночным условиям, в т.ч. находить рынки сбыта, выходить на совместные инвестиционные проекты, решать другие хозяйственные проблемы. Так, в частности, на Калининградскую и Московскую области сегодня приходится более 10% всего российско-польского товарооборота. В то же время на мероприятия в сфере культуры, спорта, туризма, образования, обмена информацией, хотя и здесь очевидны положительные сдвиги, явно не хватает финансовых средств.

Желательно также расширять и географию межрегиональных связей: мы призываем польские воеводства смелее идти «в Россию», окажем Вам на правительственном уровне всяческое содействие. В данном контексте свою роль может сыграть реализация выдвинутой в свое время польским МИДом идеи проведения презентаций российских и польских регионов соответственно в Польше и в России.

Хотел бы подчеркнуть, что 22 января с.г. на заседании Госсовета Российской Федерации Президентом В.В.Путиным поставлена задача создать действенный механизм, который помог бы руководителям наших регионов вместе с федеральными ведомствами решать ключевые вопросы внешнеполитической и экономической деятельности государства. В соответствии с указанием Президента при МИД России формируется Совет руководителей субъектов Федерации. Будем стремиться к тому, чтобы этот орган в перспективе обеспечивал бы также и более системный подход к взаимодействию между российскими и польскими партнерами.

На благоприятном в целом фоне развития российско-польских отношений все более очевидным становится отставание их торгово-экономической составляющей, потенциал которой мы по-прежнему не можем задействовать в полной мере. Все заявления о необходимости расширять инвестиционное сотрудничество, производственную и научно-техническую кооперацию, взаимодействие в банковской, страховой и иных сферах в значительной степени практического наполнения не получили.

В чем причины? Думаю, их надо проанализировать и в ходе сегодняшней дискуссии, и - может быть, более углубленно - в ее развитии в рамках последующих переговоров экспертов.

Полагаю, что у всех еще свежо в памяти настойчивое пожелание польской стороны, которое она акцентировала год назад, относительно сокращения отрицательного для Польши сальдо торгового баланса. Статистика свидетельствует, что в прошлом году польский экспорт в Россия увеличился более чем на 25%, а отрицательное для Польши сальдо сократилось с 3,4 млрд. до 2,8 млрд. долларов. Но и в этих условиях мы пошли навстречу польской стороне относительно снижения объемов поставок российского газа по межправительственному соглашению о системе газопроводов Ямал-Европа от 1993 г. Соответствующий парафированный две недели назад протокол вице-премьеры В.Б.Христенко и М.Поль условились подписать в Варшаве до 15 февраля с.г. Таким образом, российская сторона стремится к максимально возможному учету пожеланий польских партнеров - в надежде на встречное движение с их стороны по волнующим нас проблемам. А таковые есть. На сегодня польский рынок является одним из наиболее труднодоступных для нашего экспорта в Европе. Несмотря на обещания снять барьеры, сохраняются ограничения на поставки из России угля, аммиачной селитры, стального проката, синтетического каучука, а таможенный режим в целом в отношении наших товаров даже более жесткий, чем в странах Евросоюза.

Завершая экономическую тему, предлагаю также рекомендовать Межправкомиссии по торговле и экономическому сотрудничеству подготовить свое очередное заседание ориентировочно в июне с.г. и принять на нем практические решения по минимизации негативных последствий предстоящего членства Республики Польша в Евросоюзе для двустороннего хозяйственного взаимодействия.

6 февраля 2003 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О втором заседании Комитета по вопросам стратегии
российско-польского сотрудничества

300-06-02-2003

6 февраля в Москве под председательством Министров иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова и Республики Польша В.Чимошевича состоялось второе заседание Комитета по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества.

Этот орган двустороннего взаимодействия создан в соответствии с указанием президентов России и Польши для регулярного обсуждения всего комплекса российско-польских связей. Не вторгаясь в компетенцию других, уже существующих двусторонних структур, Комитет призван осуществлять контроль за реализацией российско-польских договоренностей, достигнутых на высшем и высоком уровнях. С этой целью в его состав включены представители руководства ряда министерств и ведомств обеих стран.

Основное внимание в ходе данного заседания было уделено проблематике дальнейшего развития межрегионального сотрудничества, в связи с чем, в нем приняли участие представители субъектов Российской Федерации и воеводств Республики Польша, наиболее активно сотрудничающих между собой. Приглашение на заседание Комитета руководителей российских областей и республик - первый практический шаг по реализации поставленной 22 января с.г. на заседании Госсовета Российской Федерации Президентом В.В.Путиным задачи создания действенного механизма участия регионов в реализации внешнеполитического курса России.

Перед заседанием Комитета состоялась беседа министров иностранных дел России и Польши, в ходе которой И.С.Иванов и В.Чимошевич дали общую позитивную оценку нынешнему состоянию российско-польских отношений. Подчеркивалось, что активный политический диалог между обоими государствами на высшем уровне, интенсивные контакты по линии парламентов, министерств и ведомств создают благоприятные предпосылки для дальнейшего совершенствования двустороннего сотрудничества по всем направлениям. С удовлетворением констатировалось дальнейшее наращивание взаимодействия на калининградском направлении. Министры подтвердили готовность обеих сторон развивать российско-польские связи на основе добрососедства, прагматизма, взаимного учета интересов.

В повестке дня переговоров особое внимание было уделено проблемам, связанным с предстоящим расширением Евросоюза и вступлением в него Польши. Министры выразили уверенность, что этот шаг не должен стать препятствием для дальнейшего развития российско-польского сотрудничества, привести к спаду в области торгово-экономического взаимодействия, создать дополнительные барьеры для межчеловеческого общения, в том числе в связи с переходом на визовый режим пересечения границы с 1 июля с.г.

Обсуждался также ряд актуальных международных вопросов, в частности, ситуация вокруг Ирака, подчеркивалась необходимость консолидации усилий обеих стран в борьбе с международным терроризмом.

6 февраля 2003 года



Интервью официального представителя МИД России А.В.Яковенко РИА «Новости» в связи с предстоящим визитом в Россию
Министра иностранных дел Польши В.Чимошевича

287-05-02-2003

Вопрос: В связи с предстоящим 6-7 февраля визитом в Россию Министра иностранных дел Польши В.Чимошевича просьба прокомментировать развитие российско-польских отношений.

Ответ: С удовлетворением констатируем поступательное развитие российско-польских отношений за год, прошедший после встречи президентов наших стран в Польше в январе 2002 г. Активизировались контакты по линии российских и польских министерств и ведомств (за прошедший год Польшу и Россию посетило около 60 официальных делегаций). Подписан ряд важных двусторонних соглашений (о туризме, о воздушном сообщении, о новом режиме работы погранперехода «Гусев - Голдап»).

Налицо заметное оживление контактов в культурно-гуманитарной сфере, восстановление прерванных в начале 1990-х гг. связей. Важным событием стало проведение в мае 2001 г. Дней польской культуры в России. Крупным проектом станет в 2004-2005 гг. масштабная выставка "Москва - Варшава. Варшава - Москва. 1900-2000 гг.". Намечено проведение Дней российской культуры в Польше в 2004 году.

Россия заинтересована в поддержании с Польшей - крупной европейской страной и своим непосредственным соседом - стабильных, ровных и предсказуемых отношений. Готовы строить диалог с Польшей на основе добрососедства, прагматизма, взаимного учета интересов.

Конечно, у нас существуют разногласия, в т.ч. по вопросам архитектуры европейской безопасности, но мы их не драматизируем. Членство Польши в НАТО, ее активную позицию в вопросе расширения альянса не рассматриваем как непреодолимое препятствие для сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес.

Вопрос: Как складывается сотрудничество между Россией и Польшей в торгово-экономической сфере?

Ответ: Польша является крупным торгово-экономическим партнером России. Внешнеторговый оборот в 2002 г. составил более 5,5 млрд.долл. Достигнуты принципиальные договоренности, позволяющие преодолеть появившиеся в последнее время сложности в сотрудничестве двух стран в «газовой» сфере, открывающие возможность для наращивания российско-польского партнерства в этой области. Значительно оживилось взаимодействие на калининградском направлении. Российской стороне передано более 30 инвестиционных проектов, в которых польская сторона намерена участвовать. Среди них - строительство ТЭЦ-2, создание глубоководного порта в Балтийске, совместная переработка сельхозпродукции, рыбопродуктов и др.

Предпринимаются меры по модернизации транспортной и приграничной инфраструктуры.

Вопрос: Какова повестка дня предстоящих переговоров И.С.Иванова с В.Чимошевичем?

Ответ: Как представляется, переговоры с руководителем польского внешнеполитического ведомства дадут возможность обсудить ряд актуальных международных (борьба с международным терроризмом, ситуация вокруг Ирака, положение на Корейском полуострове и др.) и двусторонних проблем, что особенно важно в преддверии намеченного на 20-22 февраля с.г. визита Председателя Правительства Российской Федерации М.М.Касьянова в Польшу.

В повестке дня переговоров с В.Чимошевичем - вопрос о влиянии на двусторонние отношения предстоящего вступления Польши в Евросоюз. Мы твердо убеждены, что этот шаг не должен стать препятствием для продолжения активных и широких деловых контактов, привести к сокращению объемов торгово-экономического сотрудничества, создать дополнительные барьеры для общения в «человеческом» измерении, в том числе в связи с переходом на визовой режим пересечения границы с 1 июля с.г.

Вопрос: Известно, что в ходе пребывания польского Министра в Москве состоится заседание Комитета по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества. Было бы интересно узнать несколько подробнее об этой структуре. Каков ее состав? В каких целях она была создана?

Ответ: Второе заседание Комитета по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества пройдет 6 февраля в Москве под председательством Министров иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова и Республики Польша В.Чимошевича. Напомню, что первое заседание прошло в Варшаве в июне 2002 г. «Страткомитет», сформированный по указанию Президентов России и Польши, проводит сверку принципиальных подходов к различным аспектам двусторонних отношений, имеющимся проблемам, и возможным путям их решения. В состав Комитета входят представители ряда министерств и ведомств двух стран, как правило, на уровне заместителей министра.

Хотел бы отметить, что российско-польский «страткомитет» не подменяет собою сформированных ранее двусторонних структур и не имеет аналогов в практике взаимодействия России с другими государствами.

Вопрос: Какие вопросы запланированы к рассмотрению на предстоящем заседании Комитета?

Ответ: Основное внимание на нынешнем заседании будет уделено проблематике межрегионального взаимодействия, где, по мнению как российской, так и польской стороны, имеются большие неиспользованные резервы. В этой связи на заседание приглашены главы ряда субъектов Российской Федерации и польских воеводств, наиболее активно сотрудничающих между собой.

На Комитете будут также рассмотрены вопросы дальнейшего развития торгово-экономических связей, военно-технического сотрудничества, контакты в сфере культуры, гуманитарного обмена.



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О предстоящем визите в Россию Министра иностранных дел Польши В.Чимошевича

286-05-02-2003

6-7 февраля в Москве с рабочим визитом будет находиться Министр иностранных дел Республики Польша В.Чимошевич.

В программе визита - переговоры с Министром иностранных дел Российской Федерации И.С.Ивановым, II заседание Комитета по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества под председательством глав внешнеполитических ведомств двух стран. Затем состоится ежегодная церемония вручения дипломов министров иностранных дел Российской Федерации и Республики Польша за заслуги в деле укрепления взаимопонимания и сближения российского и польского обществ.

В.Чимошевич будет иметь ряд других встреч, а также возложит венок к месту трагических событий в Театральном центре на Дубров

Стенограмма выступления
Министра иностранных дел России И.С.Иванова
на церемонии вручения бывшему Министру иностранных дел Польши В.Бартошевскому памятного знака "200 лет МИД России"
Москва, 29 января 2003 года

221-29-01-2003

Хотел бы сердечно приветствовать г-на В.Бартошевского в Москве. Сегодня мы встречаемся по приятному поводу. Мне доставляет большое удовольствие вручить Вам памятный знак У200 лет МИД РоссииФ. Этот знак по праву принадлежит Вам как представителю страны, с которой у нашей дипломатии общие генетические корни. Как известно, одним из первых руководителей российского Министерства иностранных дел был А.Чарторыльский, который оставил яркий след как в российской, так и в польской истории. Разумеется, в первую очередь, хотели бы этим знаком отметить Ваши личные заслуги в развитии российско-польских отношений. Вы пользуетесь в нашей стране большой симпатией и уважением как активный участник борьбы с фашизмом и видный политический деятель, много сделавший для преодоления вражды и нетерпимости между народами, для утверждения демократических ценностей на нашем континенте. Будучи Министром иностранных дел Республики Польша, Вы с присущей Вам энергией взялись за дело укрепления российско-польских отношений. Мы знаем, что в тот период это было непросто и требовало не только дипломатического искусства, но и определенного личного мужества. Эти качества Вы проявили в полной мере, и я сохраняю самые лучшие воспоминания о нашей совместной работе. Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что эти усилия не пропали даром, а принесли и приносят определенные результаты.

Российско-польские отношения все в большей степени поворачиваются лицом к насущным интересам и нуждам наших народов. В них все больше утверждаются такие ценности как добрососедство и взаимное уважение. Этому, в первую очередь, содействует активный диалог на высшем уровне. Этапным событием стал визит в 2002 году в Польшу Президента России В.В.Путина. В нынешнем году предстоят не менее активные контакты: участие Президента Польши г-на А.Квасьневского в торжествах, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга, в ближайшее время Польшу посетит Председатель Правительства России М.М.Касьянов, мы ожидаем в Москве Маршала Сената Польши. Принципиально важно, что все эти контакты дополняются все более широким развитием взаимодействия по линии общественности наших стран, за что Вы всегда так активно выступали. Большое значение в этой связи будет иметь Форум общественности России и Польши, который задумывался как своего рода генератор идей, направленный на укрепление отношений между нашими странами. Столь же полезной и важной является Ваша инициатива об учреждении Диплома Министров иностранных дел России и Польши за заслуги в деле укрепления взаимопонимания и сближения российского и польского обществ. В скором времени в Москве состоится третья церемония вручения таких Дипломов. Успешно заработал и такой новый орган как Комитет по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества. Одним словом, мы воочию видим, как прорастают семена, посеянные при Вашем активном содействии на почве российско-польского партнерства.

Вручая эту памятную медаль, хотел бы еще раз поблагодарить Вас за все доброе, что Вы сделали для развития российско-польских отношений, пожелать Вам здоровья, успехов и также активно продолжать участие в двусторонних отношениях.

29 января 2003 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О предстоящем визите в Москву бывшего Министра иностранных дел Польши В.Бартошевского

194-27-01-2002

28-30 января в Москве будет находиться бывший Министр иностранных дел Польши В.Бартошевский.

29 января состоится церемония, на которой Министр иностранных дел России И.С.Иванов вручит В.Бартошевскому памятный знак У200 лет МИД РоссииФ.

В тот же день В.Бартошевский встретится с руководством и сотрудникамив Института Европы Российской Академии наук.

27 января 2003 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О подписании правительствами России и Польши соглашения о сотрудничестве в области уничтожения
химического оружия

2669-25-12-2002

17 декабря в Варшаве подписано соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о сотрудничестве в области уничтожения химического оружия. С российской стороны Соглашение подписал генеральный директор Российского агентства по боеприпасам З.П.Пак, с польской стороны - министр иностранных дел Республики Польша В.Чимошевич.

На первом этапе сотрудничества польская сторона выделила 400 тыс. злотых для проведения совместных работ с Российской Федерацией в области химразоружения.

Помимо оказания финансовой помощи Соглашение предусматривает участие польских ученых и специалистов в уничтожении российских запасов химического оружия.

Оцениваем это как наглядный пример конкретного международного взаимодействия с государствами, не входящими в "восьмерку", по реализации принятой на саммите в Кананаскисе в 2002 году программы "Глобального партнерства" в борьбе с распространением оружия и материалов массового уничтожения.

25 декабря 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О встрече заместителя Министра иностранных дел России Г.Э.Мамедова с заместителем Директора Департамента политики безопасности Министерства иностранных дел Польши М.Хандзликом

1794-13-09-2002

13 сентября состоялась беседа заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Г.Э.Мамедова с заместителем Директора Департамента политики безопасности Министерства иностранных дел Республики Польша М.Хандзликом, находящимся в Москве для консультаций с МИД России по вопросам нераспространения оружия массового уничтожения, экспортного контроля, разоружения и контроля над вооружениями.

Были обсуждены наиболее актуальные вопросы Режима контроля за ракетной технологией (РКРТ), председателем которого после пленарного заседания РКРТ в конце сентября будет М.Хандзлик. Г.Э.Мамедов выразил надежду на конструктивное сотрудничество с М.Хандзликом в рамках РКРТ.

В ходе беседы были затронуты также наиболее актуальные вопросы международной безопасности и стратегической стабильности. М.Хандзлик высоко оценил новые российско-американские договоренности по вопросам ядерного разоружения, подписанные на саммите в Москве в мае с.г. Была выражена надежда на скорейшую ратификацию Договора по сокращению стратегических наступательных потенциалов парламентами России и США -вне зависимости от общих изменений в международной обстановке, включая нынешнее нарастание напряженности вокруг Ирака.

13 сентября 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О российско-польских консультациях по проблематике ООН

1613-10-08-2002

8-9 августа в Варшаве состоялся обстоятельный обмен мнениями между делегациями двух стран во главе с директорами департаментов международных организаций МИД России и Польши по широкому кругу вопросов повестки дня предстоящей 57-й сессии Генассамблеи ООН. Были предметно обсуждены пути углубления практического сотрудничества между двумя странами по основным направлениям деятельности ООН.

10 августа 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О встрече заместителя Министра иностранных дел России С.С.Разова с Послом Республики Польша в Российской Федерации С.Меллером

1421-10-07-2002

10 июля заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации С.С.Разов принял Посла Республики Польша в России С.Меллера по его просьбе.

В ходе состоявшейся беседы стороны обменялись мнениями по актуальным вопросам двусторонних отношений. Была констатирована положительная динамика в развитии российско-польского диалога, закрепившаяся в последнее время.

Собеседники отметили необходимость дальнейшего наращивания всего комплекса сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Польша.

10 июля 2002 года



Стенограмма выступления Министра иностранных дел России И.С.Иванова на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Польши В.Чимошевичем в Варшаве 20 июня 2002 года

1283-21-06-2002

И.С.Иванов: В ходе визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Польшу главы наших государств отмечали, что необходимо вывести российско-польские отношения на новый уровень, поставить их на прочную правовую ocнову и определить ясную перспективу их развития. Исходя из этого, Президенты России и Польши приняли решение создать Комитет по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества. Задача Комитета заключается в стратегическом планировании перспектив взаимодействия по основным направлениям. Сегодняшняя встреча, в ходе которой были подробно рассмотрены различные аспекты двусторонних связей, свидетельствует о том, что Комитет может стать еще одним механизмом координации усилий в интересах развития российско-польского сотрудничества.

Прошедшее заседание позволило нам комплексно рассмотреть все направления и важные аспекты взаимодействия, определить, где у нас еще остаются недоработки, какие вопросы требуется совместно решить, а также наметить перспективы по отдельным направлениям такого сотрудничества.

Наше заседание проходило в очень откровенной, доброжелательной атмосфере. Вместе с тем, мы не стеснялись высказывать критические замечания, которые каждая из сторон может иметь. Это отражает нынешний характер сотрудничества, заинтересованность в решении проблем на благо наших стран и народов.

По итогам заседания доложим наши оценки Президентам России и Польши, определим задачи, стоящие перед соответствующими ведомствами.

Условились проводить заседания Комитета два раза в год. Следующее заседание состоится в конце текущего года в Москве.

Провели двусторонние встречи и обсудили вопросы международного характера, прежде всего связанные с предстоящим расширением Европейского союза и вступлением Польши в ЕС. Подробно обменялись мнениями по проблемам, связанным с жизнеобеспечением Калининградской области.

Россия исходит из того, что расширение Европейского союза является естественным процессом в рамках интеграционных договоренностей, которые реализуются в Европе. Считаем, что это расширение не должно негативно сказаться на сотрудничестве Российской Федерации с новыми членами Европейского союза. В связи с этим мы предложили руководству Европейского союза вместе с государствами-кандидатами в члены ЕС уже сейчас начать конкретные переговоры по всем аспектам, связанным с вступлением этих стран в европейскую региональную организацию.

Позиция России в отношении жизнеобеспечения Калининградской области была ясно и четко сформулирована Президентом России во время недавнего саммита Россия - ЕС в Москве. Считаем необходимым приступить к конкретным переговорам в четырехстороннем формате с участием России, Европейского союза, Польши и Литвы для рассмотрения конкретных практических вопросов, связанных с этой проблематикой. Уверены, что при наличии политической воли можно найти такие решения, которые не создавали бы искусственных барьеров, а наоборот способствовали бы развитию сотрудничества, общению между людьми и расширению взаимопонимания между Россией и государствами Европейского союза.

Вопрос: Какое впечатление сложилось у Вас об эффективности Комитета по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества после сегодняшнего первого заседания?

И.С.Иванов: Ни польская, ни российская стороны не заинтересованы в создании каких-либо формальных структур. У нас имеются совершенно ясные поручения Президентов содействовать через работу этого Комитета гармоничному долгосрочному развитию сотрудничества по всем основным направлениям. Нашей целью не является подменять рабочие механизмы, которые уже существуют, такие, как межправительственная комиссия по торговле и экономическому сотрудничеству и другие органы. Наша задача - комплексно, целостно анализировать ситуацию в российско-польских отношениях и вырабатывать рекомендации там, где это потребуется с тем, чтобы стимулировать развитие партнерских связей. Задача сформулирована предельно ясно, и теперь нам предстоит работать.

Вопрос: Вы продолжаете настаивать на предоставлении коридоров для проезда из Калининградской области в основную часть России?

И.С.Иванов: Прежде всего, хотел бы сказать, что ни о каких коридорах речь не идет. Мы говорим о свободном транзите между Калининградской областью и остальной частью Российской Федерации. Я понимаю, как иногда болезненно в польском общественном мнении, учитывая исторические ассоциации, воспринимаются такие слова, как “коридор”. Думаю, что здесь не надо примешивать историю. Вопрос предельно ясный.

Хотел бы отметить, что и в Брюсселе, и в Польше, и в Литве с пониманием относятся к постановке вопроса. Он не надуманный, а продиктован самой жизнью. Проблема существует. Необходимо совместно искать ее решение, исходя из перспектив отношений между Россией и Европейским союзом, которые сейчас совершенно ясно вырисовываются.

Мы заинтересованы в развитии самого широкого сотрудничества с Европейским союзом во всех областях - экономической, политической, гуманитарной. Естественно, это подразумевает активные контакты между людьми. Поэтому хочу еще раз подчеркнуть, что мы встречаем понимание и в Брюсселе, и в Польше, и в Литве, и рассчитываем, что в ходе переговоров - а ми заинтересованы как можно быстрее приступить к конкретным переговорам - сможем выработать решения, отвечающими интересам такого сотрудничества на длительную перспективу.

Вопрос: Игорь Сергеевич, известно, что Польша стремится сейчас играть все более важную роль в международных и общеевропейских делах. Каким Вы видите дальнейшее взаимодействие России и Польши в создании новой общеевропейской системы безопасности?

И.С.Иванов: Прежде всего, хотел бы подчеркнуть, что мы приветствуем активную роль Польши на международной арене, в том числе в европейских делах, мы готовы к самому тесному сотрудничеству с Польшей как на двустороннем уровне, так и в рамках различных международных организаций, в том числе и тех, которые сейчас создаются, в частности, Совет "Россия - НАТО", и после вступления Польши в Европейский союз. Механизмов много. У нас имеется понимание или близость подходов по ключевым международным проблемам. Это - хорошая основа для сотрудничества.

Вопрос: Вы упомянули о предложении провести четырехсторонние переговоры для решения визовых вопросов. Каково Ваше мнение относительно возможности введения виз для российских граждан для проезда через Польшу и Литву?

И.С.Иванов: Четырехсторонние переговоры - это наиболее оптимальный формат, так как без участия Польши и Литвы было бы неверным решать вопросы, непосредственно затрагивающие их интересы. Мы об этом давно говорили, и надеемся, что переговоры в таком формате принесут реальные результаты. Что касается нашей позиции по визам, то она известна. Мы считаем, что было бы странно, если бы в собственную страну гражданам России пришлось бы ездить с визой. Поэтому мы выступаем за безвизовый режим. Позиция Европейского союза, насколько мы понимаем, будет сформирована в ходе предстоящего завтра саммита ЕС. Надеемся, что после него мы сможем приступить к конкретным переговорам.

21 июня 2002 года



CООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О визите Министра иностранных дел России И.С.Иванова в Польшу

1278-21-06-2002

19-21 июня состоялся официальный визит Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова в Польшу.

И.С.Иванов был принят Президентом Республики Польша А.Квасьневским, Председателем Совета министров Л.Миллером, Маршалом Сейма М.Боровским, провел переговоры со своим коллегой В.Чимошевичем, принял участие в заседании Комитета по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества.

В ходе прошедших в конструктивном духе бесед состоялся обстоятельный обмен мнениями по проблемам двусторонних отношений, дальнейшего развития политического диалога, торгово-экономического сотрудничества, реализации договоренностей, достигнутых на высшем уровне.

Особое внимание было уделено взаимодействию на калининградском направлении и проблеме обеспечения жизнедеятельности области в контексте предстоящего расширения Евросоюза. Обсуждались вопросы транзита российских энергоносителей через польскую территорию.

Министры иностранных дел вручили лауреатам с обеих сторон учрежденные ими совместные дипломы за заслуги в деле укрепления взаимопонимания и сближения общественности России и Польши.

Во время бесед был затронут ряд международных проблем. В их числе вопросы укрепления европейской безопасности, взаимодействия Россия-НАТО в формате “20-ти”, в рамках антитеррористической операции и др.

21 июня 2002 года



Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова на церемонии вручения дипломов министров иностранных дел Российской Федерации и Республики Польша
(Варшава, 20 июня 2002 года)

1277-20-06-2002

Уважаемый господин Министр! Дамы и господа!

Совместный диплом министров иностранных дел наших стран "За заслуги в деле укрепления взаимоотношения и сближения российского и польского обществ" вручается уже во второй раз и будет вручаться каждый год тем деятелям, которые вносят весомый вклад в развитие отношений между нашими странами. Это мы считаем хорошим, значимым событием для двусторонних отношений, которые в последние годы характеризуются заметным расширением культурных обменов.

Сегодня мы об этом также говорили на переговорах, обсуждая предстоящий визит Министра культуры Российской Федерации в Польшу, в ходе которого будут подписаны договоренности о сотрудничестве на ближайшие годы.

Хотел бы выделить один из проектов, а именно: обзорную художественную выставку, которая готовится, ''Варшава-Москва. Москва-Варшава. 1900-2000 годы". Задача этой выставки - показать, как выразился мой коллега В.Чимошевич, среднему поляку и среднему русскому нашу историю, те узы дружбы, которые всегда объединяли наши народы, и которые являются хорошей основой для того, чтобы продолжать и укреплять эти отношения на будущее. Мы рассчитываем, что этой же цели будет служить и первый Форум общественности "Российско-польский диалог", который осенью этого года будет учрежден по инициативе наших Президентов.

Мы очень рады, что сегодня дипломы вручаются польскому режиссеру Янушу Юзефовичу и композитору Янушу Стоклосе. Поставленный ими в Московском театре оперетты мюзикл "Метро" стал действительно ярким событием в культурной жизни нашей столицы, удостоился главной театральной премии нашей страны "Золотая маска" как лучший спектакль 2000 года, а Я.Юзефович был признан в России лучшим иностранным режиссером.

Я искренне рад, что аналогичный диплом будет сегодня вручен известному российскому деятелю искусств, выдающемуся музыковеду, критику Станиславу Игоревичу Бэлзе. Творческая деятельность господина Бэлза хорошо известна. Здесь нет необходимости добавлять что-либо, но я хотел бы сказать, что он, помимо творческой деятельности, очень много делает для развития российско-польских отношений. Естественно, мы ему очень признательны.

Русская и польская культуры в силу исторической близости наших народов имеют много точек соприкосновения. Небывалый успех московской постановки "Метро", реализованный совместными усилиями польских и российских актеров, поэтов, музыкантов говорит о том, что польская культура в России не только сохраняет, но и расширяет круг своих почитателей. Знаем, что наши сегодняшние лауреаты не намерены останавливаться на этом, и готовят к постановке в Московском театре оперетты новый спектакль-мюзикл "Ромео и Джульетта".

Желаем успехов этому новому творческому проекту. Я также присоединяюсь к поздравлениям моего уважаемого коллеги Министра иностранных дел Польши лауреатам с присуждением этого диплома.

20 июня 2002 года



Стенограмма выступления Министра иностранных дел России И.С.Иванова перед российскими СМИ по прибытии в Варшаву 19 июня 2002 года

1268-20-06-2002

И.С.Иванов: Завтра состоится первое заседание Комитета по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества. Договоренность о создании такого органа взаимодействия была достигнута в ходе визита Президента России в Польшу. Задачей Комитета является стратегическое планирование по основным направлениям нашего сотрудничества. В ходе заседания органа будут обсуждаться многие вопросы. Прежде всего это политическое сотрудничество. Мы удовлетворены тем, как развивается политический диалог. Достаточно сказать, что за последние два года состоялись уже пять встреч Президентов России и Польши, четыре встречи на уровне глав правительств. Таким образом, отмечается активизация нашего сотрудничества.

Параллельно ведутся серьезные переговоры по вопросам развития торгово-экономических отношений. На днях состоялось заседание Совместной Российско-Польской комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству. Культурные связи, которые всегда в наших отношениях занимали важное место, также активизировались. Завтра на заседании мы рассмотрим весь спектр нашего взаимодействия и наметим на перспективу мероприятия, которые необходимо предпринять для реализации всех договоренностей, которые были достигнуты между Президентами России и Польши. Хотел бы отметить, что в нашу делегацию вошли представители различных ведомств.

Вопрос о Калининграде также будет стоять в повестке дня. Уверены, что Польша, так же как и Россия, должна быть заинтересована в том, чтобы найти такое решение этого вопроса, которое, с одной стороны, не создавало бы искусственных барьеров вокруг Калининградской области, а с другой стороны, наоборот, создавало бы благоприятные условия для сотрудничества. Польша активно взаимодействует с Калининградской областью, осуществляется много контактов. Мы заинтересованы, чтобы эти контакты развивались. Поэтому важно решить вопросы, связанные с транзитом, сообщением Калининградской области с основной частью России. Мы прекрасно понимаем, что не все здесь зависит от Польши. Но вместе с тем, голос Польши, как страны, заинтересованной в урегулировании этой проблемы, конечно же, имеет большое значение. Мы, несомненно, этот вопрос согласуем.

Вопрос: Могут ли решения саммита ЕС в Севилье как-либо повлиять на калининградскую проблему?

И.С.Иванов: По нашей информации от представителей Европейского союза, проблема, связанная с жизнеобеспечением Калининградской области, включена в повестку дня предстоящего саммита Европейского союза в Севилье и будет рассматриваться. Надеемся, что руководство Европейского союза хорошо знает нашу позицию, так как во время недавнего саммита Россия - ЕС в Москве Президент В.В.Путин очень четко и однозначно изложил эту позицию. Надеемся, что она будет учтена при обсуждении этого вопроса на саммите и будет найдено такое решение, которое отвечало бы новому характеру взаимоотношений между Россией и Европейским союзом.

Вопрос: Игорь Сергеевич, как Вы можете сформулировать нашу позицию по проблемам Калининградской области?

И.С.Иванов: Наша позиция конструктивная и заключается в том, чтобы предоставить свободный безвизовой режим сообщения с Калининградской областью по воздуху, по земле и по воде, всеми видами транспорта.

20 июня 2002 года



Интервью официального представителя МИД России А.В.Яковенко в связи с предстоящим визитом Министра иностранных дел России И.С.Иванова в Польшу

1248-18-06-2002

Вопрос: На 19 июня запланирован визит Министра иностранных дел России И.С.Иванова в Польшу. Как развивается российско-польское сотрудничество в настоящее время?

Ответ: Россия стремится строить отношения с Польшей на основе прагматизма, взаимного учета интересов. Придаем повышенное внимание поддержанию с этой крупной европейской страной, непосредственно граничащей с Российской Федерацией, стабильных, ровных и предсказуемых отношений. Намерены использовать предстоящие переговоры для дальнейшего углубления контактов во всех сферах, поиска точек соприкосновения двух стран по актуальным вопросам международной политики, прежде всего на европейском континенте.

Налицо заметное оживление контактов в культурно-гуманитарной сфере. Важными событиями явились проведенные в мае 1999 г., впервые за 10 лет, Дни российской культуры, которые прошли в 12 польских городах. В мае 2001 г. состоялись Дни польской культуры в России. Подтверждением объективной заинтересованности в сотрудничестве ученых наших двух стран стали организованные в октябре 2001 г. под патронатом президентов В.В.Путина и А.Квасьневского Дни польской науки в России. Крупным проектом в этой сфере будет планируемая на 2004 г. масштабная выставка “Москва - Варшава. Варшава - Москва. 1900-2000 гг.”.

Рассматривается возможность проведения в 2003-2004 гг. очередных Дней российской культуры в Польше.

Вопрос: Каков уровень развития торгово-экономических отношений?

Ответ: Польша является одним из наших ведущих партнеров в торгово-экономической сфере, играет важную роль в транзите российских энергоносителей в Западную Европу. Внешнеторговый оборот в 2001 г. составил 5,1 млрд. долл. Однако, имеются значительные резервы для наращивания российско-польского взаимодействия в этой области путем расширения банковского, инвестиционного и других видов сотрудничества.

Считаем важным не допустить, чтобы вступление Польши в Евросоюз привело к снижению объемов торгово-экономического сотрудничества, созданию дополнительных барьеров для межчеловеческого общения, в т.ч. в связи с предстоящим введением визового режима пересечения российско-польской границы. В этом в одинаковой степени должны быть заинтересованы как Россия, так и Польша.

Вопрос: Какие мероприятия включает в себя программа предстоящего визита?

Ответ: Визит И.С.Иванова в Республику Польша и его предстоящие переговоры с польским руководством - логическое продолжение активно развивающегося двустороннего политического диалога. Основная цель визита - закрепить позитивные тенденции в российско-польских отношениях, всесторонне проанализировать реализацию договоренностей, достигнутых в ходе встреч В.В.Путина с А.Квасьневским в январе и июне с.г. и нацеленных на вывод сотрудничества наших стран на уровень зрелого добрососедского партнерства.

Запланированы беседы И.С.Иванова с Президентом А.Квасьневским, Председателем Совета министров Л.Миллером, Министром иностранных дел В.Чимошевичем.

Во время визита состоится первое заседание возглавляемого министрами иностранных дел Комитета по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества, в ходе которого будут рассмотрены наиболее важные проблемы двустороннего взаимодействия, совершенствования договорно-правовой базы.

Особое место в ходе переговоров займут вопросы, связанные с жизнеобеспечением Калининградской области после расширения Евросоюза, включая проблему беспрепятственного транзита людей и грузов между этим регионом и “большой” Россией.

Стороны обсудят также подготовку первого заседания Форума общественности России и Польши, который призван способствовать установлению более тесных связей российской и польской интеллигенции, генерировать идеи, направленные на преодоление исторически сложившихся негативных стереотипов.

В ходе визита состоится вручение почетных дипломов министров иностранных дел России и Польши за заслуги в деле укрепления взаимопонимания и сближения общественности двух стран. С российской стороны лауреатом назван искусствовед и музыкальный критик С.И.Бэлза, с польской - известный режиссер и хореограф Я. Юзефович (постановщик мюзикла “Метро”, который с большим успехом с октября 1999 г. идет на сцене Театра оперетты в Москве).

Вопрос: Какие вопросы международной проблематики могут получить приоритет на переговорах?

Ответ: При обсуждении международной проблематики основной упор предполагается сделать на вопросах укрепления взаимодействия между Россией и Польшей в борьбе с международным терроризмом, недопущении финансовой подпитки деятельности различного рода террористических организаций.

Особый акцент будет сделан на проблемах создания будущей архитектуры европейской безопасности с учетом нового формата взаимодействия Россия-НАТО, сотрудничестве между Россией и Польшей в условиях расширения ЕС.

18 июня 2002 года



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О предстоящем визите Министра иностранных дел России И.С.Иванова в Польшу

1207-11-06-2002

19-21 июня Министр иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванов нанесет официальный визит в Республику Польша.

Планируются его беседы с Президентом Республики Польша А.Квасьневским, Председателем Совета Министров Республики Польша Л.Миллером, переговоры с Министром иностранных дел В.Чимошевичем. И.С.Иванов примет также участие в первом заседании Комитета по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества, решение о создании которого было принято в ходе официального визита Президента Российской Федерации в Польшу 16-17 января 2002 г.

Особое внимание предполагается уделить сотрудничеству на калининградском направлении и проблеме обеспечения жизнедеятельности этого российского региона в свете предстоящего расширения Евросоюза. Будут обсуждаться вопросы беспрепятственного транзита российских энергоносителей через польскую территорию, дальнейшего наращивания двустороннего сотрудничества в торгово-экономической сфере.

Министры иностранных дел проведут церемонию вручения учрежденных ими совместных дипломов за заслуги в деле укрепления взаимопонимания и сближения общественности России и Польши лауреатам - известным деятелям искусства с обеих сторон: С.И.Бэлзе - с российской и Я. Юзефовичу - с польской.

Во время встреч И.С.Иванова с руководством Республики Польша будет затронут широкий круг международных проблем. В их числе: взаимодействие Россия-НАТО в формате “двадцатки”, российско-польское сотрудничество в свете предстоящего расширения ЕС, совместное участие в рамках проводимой антитеррористической операции.

11 июня 2002 года



Российско-польские отношения
(Справочная информация)

1173-05-06-2002

В российской внешней политике на центрально-европейском направлении Республика Польша (РП) занимает особое место как крупная, непосредственно граничащая с Россией страна, играющая ведущую роль в регионе.

Для формирования равноправных и взаимовыгодных отношений создана солидная договорная основа. Заключено свыше 40 межгосударственных и межправительственных документов, а также десятки межведомственных и межрегиональных соглашений о сотрудничестве с польскими партнерами.

Политический диалог характеризуется встречами президентов и глав правительств, регулярными контактами представителей руководства внешнеполитических ведомств, развитием межпарламентских связей.

В апреле 1996 г. Президент РП А.Квасьневский находился в России с официальным визитом. В июле 2000 г., октябре 2001 г. и июне 2002 г. состоялись его рабочие визиты в Москву, в ходе которых он был принят Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. Президенты двух стран встречались также в Киеве в августе 2001 года. 16-17 января 2002 г. состоялся официальный визит в Польшу В.В.Путина.

В мае и декабре 2001 г. с визитами в Польше и России, соответственно, побывали главы правительств двух стран.

В ноябре 2000 г. состоялся официальный визит Министра иностранных дел России И.С.Иванова в РП, в феврале 2001 г. с ответным визитом в России находился мининдел Польши. В марте 2002 г. И.С.Иванов и мининдел РП В.Чимошевич провели переговоры в г.Светлогорске, в мае 2002 г. - в Рейкьявике.

В последнее время заметно активизировались контакты по линии советов безопасности, конституционных судов, контрольных органов и омбудсманов обеих стран, сотрудничество министерств внутренних дел, путей сообщения, архивных служб и др.

Свою лепту в развитие двусторонних отношений вносят парламенты двух стран. В 2000 и 2001 гг. Россию посетили Маршалы Сейма и Сената РП. В марте 2001 г. состоялся визит Председателя Госдумы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезнева.

Республика Польша является крупным торгово-экономическим партнером России, занимает 10 место в общем объеме товарооборота РФ. Россия находится на третьей позиции среди внешнеторговых партнеров РП (после Германии и Италии). На нее приходится около 7% польского товарооборота. В 2000 г. товарооборот достиг 5,48 млрд. долл. США (экспорт - 4,62 млрд. долл., импорт - 0,86 млрд. долл.). В 2001 г. объем торговли составил 5,1 млрд. долл., в т.ч. наш экспорт - 4,15 млрд., импорт - 0,95 млрд. долл.

В структуре российского экспорта в Польшу на энергоносители и сырье приходится 89%. Доля химии и нефтехимии - 4,5%, металлургической продукции - 5%, машин и оборудования - около 1%. В структуре российского импорта значительную долю занимают продовольствие и сельскохозяйственные товары (28,4%). На изделия химической и машино-строительной промышленности приходится по 18%, более 11% - на древесину и изделия из нее, на товары народного потребления - более 8%.

Прорабатывается вопрос о выводе на проектную мощность уже действующей первой нитки газопровода “Ямал - Европа” и создании газопровода-перемычки Кобрин (Белоруссия) - Велке Капушаны (Словакия) через польскую территорию.

В марте 2002 г. в Калининграде состоялась трехсторонняя встреча глав правительств Российской Федерации, Республики Польша и Литовской Республики, в ходе которой рассматривались вопросы обеспечения жизнедеятельности Калининградской области после предполагаемого вступления Польши и Литвы в Европейский союз.

Все более важной составляющей российско-польских отношений становится сотрудничество в культурно-гуманитарной сфере. В мае 2001 г. проведены Дни польской культуры в России. В октябре 2001 г. под патронатом В.В.Путина и А.Квасьневского прошли Дни польской науки в Российской Федерации.

Крупнейшим культурным проектом ближайших лет призвано стать проведение в 2004 г. в обеих странах масштабной выставки “Москва-Варшава. Варшава-Москва. 1900-2000” (искусство и культурные связи между Россией и Польшей в XX веке).

5 июня 2002 года



Ответ официального представителя МИД России А.В.Яковенко на вопрос информационного агентства “Интерфакс”

820-22-04-2002

Вопрос: “На днях властями Российской Федерации было принято решение о лишении права въезда в Россию польского гражданина, руководителя католической епархии с центром в Иркутске Ежи Мазура. Как это отразится на российско-польских отношениях?”

Ответ: Российская сторона дорожит динамично развивающимися в последнее время отношениями с Республикой Польша. Российско-польские контакты на высшем и высоком уровнях создали благоприятные предпосылки для их дальнейшего совершенствования.

В этой связи мы с обеспокоенностью обратили внимание, что в некоторых зарубежных СМИ факт лишения епископа Ежи Мазура права въезда на территорию России связывают с его польским гражданством. Говорят и пишут чуть ли не о начале гонения на поляков-католиков в России.

Необходимо подчеркнуть, что действия, предпринятые в отношении Ежи Мазура, не имеют какой-либо национальной подоплеки. Основанием для соответствующего решения послужили серьёзные претензии к деятельности этого высокопоставленного представителя Ватикана.

Что касается самой процедуры лишения Е.Мазура права на въезд на территорию России, то оно было принято в строгом соответствии со ст. 27 Закона Российской Федерации “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” от 1996 г.

22 апреля 2002 года



CООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

О встрече заместителя Министра иностранных дел России С.С.Разова с новым послом Польши в Москве С. Меллером

654-05-04-2002

5 апреля заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации С.С.Разов принял нового посла Республики Польша в Москве Стефана Меллера, который вручил копии верительных грамот.

В ходе беседы отмечалось, что совместными усилиями сторон удалось вывести российско-польские межгосударственные отношения на качественно новый уровень. Идет активная работа по реализации договоренностей, достигнутых во время визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Польшу в январе с.г. Осуществляется интенсивный политический диалог, совершенствуются механизмы сотрудничества в торгово-экономической сфере, развиваются культурные связи. Подтверждена готовность наращивать и углублять равноправное партнерство и взаимовыгодное сотрудничество двух стран в интересах российского и польского народов, мира и безопасности в Европе.

5 апреля 2002 года



Ответ официального представителя МИД России А.В.Яковенко На вопрос агентства “Интерфакс” в связи с введением Польшей визового режима для граждан России

308-21-02-2002

Вопрос: Варшава официально сообщила о том, что с 1 июля 2003 года Польша вводит полномасштабный визовой режим с Россией. Какие действия предпримет в связи с этим российская сторона? Как, по мнению Москвы, может быть решена проблема визового режима с Польшей для Калининградской области?

Ответ: Введение визового режима пересечения российско-польской границы в связи с предстоящим вступлением Польши в ЕС не наш выбор. Уже длительное время эта тема является предметом интенсивного диалога с Варшавой.

С марта 2000 г. по линии консульских департаментов МИД России и Польши ведутся консультации в целях выработки соответствующего российско-польского документа. Обе стороны стремятся учесть интересы граждан обоих государств, прежде всего жителей Калининградской области, в плане получения дешевых, многократных виз для пересечения общей границы. Предпринимаются организационные, финансовые и другие меры по подготовке консульских учреждений обеих стран к введению визового режима.

В ходе визита Президента Российской Федерации в Республику Польша 16-17 января с.г. подтверждено обоюдное понимание, что введение визового режима не должно оказать негативного влияния на развитие российско-польского сотрудничества в экономической области, привести к свертыванию контактов в области культуры и искусства, общения между народами наших стран.

21 февраля 2002 года



Интервью официального представителя МИД России А.В.Яковенко РИА “Новости” по российско-польским отношениям

64-15-01-2002

Вопрос: В связи с предстоящим 16-17 января новым этапом российско-польского диалога на высшем уровне хотелось бы знать, какое значение придают в России отношениям с Польшей?

Ответ: В Москве удовлетворены поступательным развитием российско-польских отношений за полтора года, прошедших после первой встречи в Москве Президентов наших стран в июле 2000 г.

В России готовы строить отношения с Польшей на основе прагматизма, добрососедства, взаимного учета интересов. Придаем повышенное значение поддержанию с Польшей – крупной европейской страной, важным экономическим партнером и своим непосредственным соседом – стабильных, ровных и предсказуемых отношений. Предстоящие переговоры с польским руководством дают возможность продолжить активно развивающийся политдиалог и найти точки соприкосновения двух стран по актуальным вопросам международной политики и комплексу двусторонних отношений.

Вопрос: Каким из актуальных международных проблем может быть уделено особое внимание в ходе предстоящего саммита?

Ответ: В первую очередь это, конечно, вопросы европейской безопасности. В Москве не драматизируют имеющиеся различия в подходах России и Польши к вопросам создания системы европейской безопасности. Мы не считаем членство Польши в НАТО непреодолимым препятствием для сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес. В то же время надеемся, что Варшава в большей степени будет прислушиваться к нашим предложениям в области безопасности, включая военную.

В контексте борьбы с международным терроризмом и проблемы постконфликтного урегулирования в Афганистане в ходе переговоров будут сверены подходы России и Польши к решению этих важных для всего мирового сообщества задач.

Вопрос: Насколько, по Вашему мнению, состояние дел в российско-польских торгово-экономических отношениях соответствует возможностям сотрудничества двух стран в этой сфере?

Ответ: Польша является одним из наших ведущих партнеров в торгово-экономической сфере. Внешнеторговый оборот в 2001 г. составил более 6 млрд.долл. Тем не менее имеются значительные резервы для наращивания нашего взаимодействия в этой области, о чем свидетельствует подписанная премьер-министрами в декабре прошлого года в Москве межправительственная Декларация о торгово-экономическом, финансовом и научно-техническом сотрудничестве.

В Москве будущее российско-польских экономических отношений рассматривается через призму предстоящего вступления Польши в Евросоюз. Не думаем, что этот шаг может стать препятствием для продолжения активных и широких деловых контактов, привести к сокращению объемов торгово-экономического сотрудничества, создать дополнительные барьеры для общения между российскими и польскими гражданами.

Ввиду ключевого транзитного положения Польши на европейском континенте сторонами рассматривается возможность укрепления сотрудничества в обеспечении энергетической безопасности Европы. В этом плане существуют значительные возможности расширения взаимодействия на двусторонней и многосторонней основе в наращивании экспорта и транзита российских энергоносителей в Западную Европу.

Вопрос: С учетом расширения ЕС какое место в отношениях России с Польшей занимают вопросы жизнеобеспечения Калининградской области?

Ответ: Взаимодействию обоих государств на калининградском направлении уделяется значительное внимание. В первую очередь это касается совместного развития транспортной и приграничной инфраструктуры и транзита через польскую территорию. Высоко оцениваем последние публичные высказывания А.Квасьневского, в которых подчеркивается, что “Польша является союзником номер один Российской Федерации в деле сохранения статус-кво Калининградской области”, ее подключения к широкому сотрудничеству в Балтийском регионе.

Эти заявления уже имеют свое реальное воплощение в конкретных делах: в январе по предложению российской стороны Польша согласилась придать международный статус КПП Гусев-Голдап и перевести его на круглосуточный режим работы.

Обе стороны проявляют взаимный интерес к инвестиционному сотрудничеству, прежде всего в Калининградской области, и заинтересованы в максимальном использовании имеющихся возможностей по расширению межрегиональных связей между Калининградской областью и северо-восточными воеводствами РП.

15 января 2002 года

   Главная         ©